Эксклюзив
16 января 2013
9605

Александр Михайлов: `Запретить нельзя показывать. Где ставить запятую?`

Взгляд старого жандарма на запреты.

Недавно в интернета наткнулся на информацию по поводу выхода фильма "Клип".
"Этот фильм получил три главных приза на Роттердамском кинофестивале, к тому же был признан лучшей картиной 2012 года. Но российскому Министерству культуры он не понравился - ему не выдали прокатное удостоверение. Фильм, который потряс Европу, запретили смотреть россиянам! Но сегодня мы запускаем картину Майи Милош в Интернет-прокат. Для девочки-подростка Ясны жизнь превратилась в ад. Смертельно больной отец, убитая горем мать, привязанная к его постели. Девочка понимает, что лучшие годы ее жизни проходят зря. А что не зря? Подросток начинает искать себя в диких вечеринках, сексе с каждым встречным, наркотиках и алкоголе. Это отчаянно откровенный рассказ о том, как и где ищут себя подростки. Гораздо откровеннее картины "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай-Германики, гораздо более жестокий, чем нашумевшее когда-то "Чучело". Внимание! Фильм содержит сцены секса и насилия. Не смотрите "Клип" с детьми, смотрите про них. Ведь каждый подросток всегда на грани".
Российскому Министерству культуры он не понравился! Разумеется это его право - выдавать или не выдавать прокатное удостоверение. Можно сказать обязанность. И скорее всего чиновники руководствовались высокими категориями морали и нравственности. (Хотя может быть и "Как бы чего не вышло").
Хвала им и честь.
Но короткая информация сопроводившая ссылку для скачивания показала полную тупость и бессмысленность этого запрещения. (Есть прокатное удостоверение или нет, но посмотреть можно в интернете). Запрещения, которое стало в последнее время нормой для решения многих проблем. Не можем бороться за нравственность - запрещаем все, что по нашему мнению сомнительно, не можем бороться за Веру - сажаем в тюрьму тех, кто не так крестится, не можем грамотно вести первичную профилактику - запрещаем лекарства, не можем делать хорошее кино - запрещаем чужое. Да не обвинят меня в необъективности, замечу, что кино как раз мы делать умеем. И даже очень хорошее! Не умеем мы делать кино на острые темы, животрепещущие...
Нет, не так...
Мы не хотим делать такое кино, потому, что потом проблем не оберешься.
Тема заявленная в "Клипе" именно такая. Мировоззренческий тупик подростка, поставленного жизнью в сложнейшие условия.
Наверное фильм жестокий, местами очень. Но дело в том, что такие фильмы нужны. Особенно сегодня, когда порог чувствительности давно пройден, когда милицейской-полицейская пропаганда, расчлененка, педофилия и прочие мерзости, подаваемая под видом наших новостей напоказ на весь мир, очерствила вконец души взрослых, когда дети воспитываются в негативно- жестоком энергетическом поле, вбирая не лучшее (которое негде увидеть на экране) а худшее что есть в нашей жизни.
В отчаянии повлиять на своих детей даже родители просят поднимать градус: "Надо пугать, чтобы ребенок никогда не начал пить, курить, употреблять наркотики".
Но пугать надо не детей, а самих родителей, которые, зачастую перекладывают задачу воспитания на плечи школы, полиции, общества.
И вот тут Министерство культуры допустило откровенный косяк.
Фильм "Клип" надо не запрещать, а создавать условия для просмотра в целевой аудитории - родителей.
Культура, как и футбол - сферы, в которых разбираются все. И даже чиновники Минкульта. Это ведомство ничем не отличается от прочих. Не знаешь куда деть бестолкового человек - смело переводи его на культуру, пресс-службу, аналитику или в систему межведомственного взаимодействия. (пусть лучше там...) Бессмертен образ товарища Бывалова! Ах, какая фраза - "Возьмите у товарища его брак, и дайте ему другой!"
И так было всегда.
Всю свою сознательную жизнь, я так или иначе связан с этой отраслью. И по образованию, и по работе в КГБ, МВД, ФСКН... И всегда не переставал удивляться как легко и вольно трактуют многие чиновники сложные вопросы. Дошло до того, что стали обсуждать запрета классических произведений: якобы там пропаганда наркотиков. Скандалы хорошо известны.
И такие тупые запреты я испытал сам.
В 1993 году по заказу Студии документальных фильмов, я вместе с моим другом талантливым режиссером-документалистом работал над фильмом "Тайная война", посвященном работе разведки и контрразведки в канун войны.
Материалов нам толком не давали, поэтому работа шла долго и мучительно. Практически наощупь. К 1986 году фильм был завершен. Председатель Союза кинематографистов Элем Климов был в восторге. Сделав несколько копий он отправил их членам Политбюро. Напомню, что речь идет о 1986 годе, когда с полок снимали и отправляли в прокат десятки, ранее запрещенных фильмов в том числе "Мой друг Иван Лапшин", "Проверка на дорогах" А.Германа (оба удостоены Государственной премии), "Покаяние" Т.Абуладзе...
Но Член Политбюро Лигачев сказал тогда по телефону зампреду КГБ В.Пирожкову "Мне стыдно, что такой фильм сделали чекисты!"
О, как! И лишь потому что мы попытались рассказать, как репрессиями была накануне войны ослаблена разведка! Наш фильм был положен на полку. По идеологическим соображениям. Вернее серый контейнер с 10 частями фильма стоял у меня под столом. И каждый (!) день, по поручению начальника Управления московского управления КГБ, я выдавал его сотрудникам 9 Управления КГБ СССР, которые брали фильм для показа на дачах больших начальников! В 1991 году Председатель КГБ В.А. Крючков, которому показали материал, распорядился - немедленно на экран! Немедленно! Но материал устарел... Дорого яичко к светлому дню. И тем не менее "Тайная война" сегодня в копилке наиболее серьезных лент того времени.
Отношение к кино (когда есть возможность что-то запретить) у нас сугубо прагматичное. Я бы даже сказал ведомственное...
Я был свидетель и участник ситуации вокруг фильма "Чучело". Против фильма грудью и шеренгами стали педагоги: такого нет и не бывает!!! Фильм гоняли на закрытых просмотрах, поднимая градус обсуждения!
Моя знакомая, два дня как назначенная инструктором райкома партии сказала: "Мы то поймем. А народ?" Два дня в должности отделили ее - теперь большого "начальника" - от народа, который "не поймет". Эволюция!!!
Для чистоты эксперимента мы решили показать его в стенах московского управления КГБ. Свет зажегся в полной тишине. Это была тишина раздумья.
После просмотра все поднялись в высокий кабинет. Собственно и без обсуждения было ясно, что фильм очень сильный (жаль, что его сегодня не показывают). Чиновники гор роно были красными как раки. Они ринулись в атаку! "Нельзя... клевета...>> Было стыдно на них смотреть, когда после фразы генерала "А что в нем не так?" они сдулись как шарики.
Фильм вышел. Его смотрели миллионы. Кому-то нравился, кому-то нет. Правда всегда глаза колет.
Любой продукт запретить легко. Достаточно собрать так называемую независимую экспертизу. И чем глупее инициатор запрещения, тем более специфических людей он подбирает... Даже существует прием, когда первым в обсуждении тон задает потенциальный инициатор запрета, либо его доверенное лицо. "Странное впечатление оставляет этот фильм... На чью мельницу он льет воду...>>
Эксперты люди подневольные "Чего изволите?". Собрал себе подобных, повозмущались... и вот тебе приговор "запретить!" В 2006 году вышел талантливый фильм Валерия Тодоровского "Тиски". Сложный, яркий и непростой. Много в нем правильного, есть и двусмысленности. Но он раскрывает главное - как слабый и инфантильный человек может оказать в тисках обстоятельств. Между полицией и наркодилерами, как крепко увязает в трясине, не находя сил сделать решительный шаг. Тодоровский-это Тодоровский! И тем не менее общественный совет управления ФСКН по московской области признал фильм вредным.
Для профессионала очевидно, что подобные экспертные советы изначально запрограммированы на выражение мнения мелкого клерка, через фикцию общественного обсуждения. Элементарное манипулирование под видом объективности.
В начале восьмидесятых было возбуждено порядка пятидесяти уголовных дел по так называемому видеобизнесу. Практически каждый имевший видеомагнитофон мог загреметь под статью, так как иных кроме порнографических фильмов и боевиков на пленках не было. И смотреть было просто нечего. Свое видеопроизводство еще не существовало, а потому везли из за рубежа только ходовую продукцию понятного характера. В изъятых материалах кроме порнухи было много из классики мирового кино. Эти фильмы в СССР не показывались, а что не показывалось считалось запрещенным. Даже фраза такая была - не подлежащие распространению в СССР. Фраза правильная - существуют авторские права. Но для партидеологов она звучала иначе - нельзя смотреть!
Именно тогда мы впервые организовали комплексные экспертизы, в которых скрещивали ежа с ужом - психологов (советская психология бы что-то из ряда вон... Даже определение "советская" сегодня звучит странно), педагогов со стажем, искусствоведов и кинокритиков. Вот уж были диспуты, так диспуты!!! Ведь каждый был член комиссии был с профессиональной деформацией "тут знаю, тут нет. Тут помню, тут не помню". Голая грудь бросала в пот завучей, психологи искали второй смысл, а критики... И тем не менее результат был налицо - удалось многие ленты вывести из криминальной зоны...
Сегодня 90 процентов запрещенных в те годы фильмов стали классикой кино. И на многих даже не стоит ограничение по возрасту.
Фильм "Клип" относится к категории фильмов для шоковой терапии. И предназначен скорее не для детей (собственно они это и без фильма знают), а для родителей. Им в первую очередь нужна эта терапия. И вопрос не в том нравится - не нравится, а в том может это быть с твоим ребенком или нет. И не надо отворачиваться бормоча "С моим этого не произойдет!" Мы слишком плохо знаем своих детей, которые уже сейчас живут в своем измерении, не понятном нам. Они не смотрят телевизор, не слушают радио, не читают книг... Они другие.
Да и нас в их возрасте родители тоже знали мало...
Но мы как всегда идем своим путем. Мы делаем "правильные" фильмы. Но они никому не нужны. Я уже не раз писал о целой орде необузданных творцов антинаркотической темы. Они ходят по кабинетам и клянчат деньги. А потом на эти деньги снимают то, что никому не нужно, кроме начальников, чтобы отчитаться перед своими вышестоящими начальниками... И даже денег на это не жалеют. По заказу ФСКН за миллион долларов (37 млн рублей) было снято 5 пустых малобюджетных фильмов, которые даже пристроить на каналы, в силу убогости сразу не смогли (сняты в 2009 - м, показано в 2012 - м!). Говорящие головы на экране, архивные заезженные кадры. Фильмы, по большому счету, ни о чем. Но раз продукт есть его надо распространять. И летит директива в территориальные органы - показать по местным каналам. А что показывать? Эту профанацию?
Опасность такого подхода еще и в том, что искусственно снижена планка качества такой продукции. Если это вершина, то... А потому можно клепать все что ни попадя, раз начальству нравится такой продукт... Как говорил классик "Сон разума рождает чудовищ".
И, думаю потому фильм "Клип" заслуживает внимания. Слава Богу, что его можно посмотреть в Интернете...

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован